Регионы России России России Интерфакс
Гендиректор ТГК-5 Э.Смелов: "Компания должна быть готова к функционированию в полностью конкурентной среде"
Главная  /  Интервью  /  Гендиректор ТГК-5 Э.Смелов: "Компания должна быть готова к функционированию в полностью конкурентной среде"
Интервью
 
Э.Смелов
ТГК-5
Гендиректор
В конце июня пост генерального директора "Территориальной генерирующей компании N5" занял Эдуард Смелов, до этого момента занимавший должность старшего вице-президента по стратегии и развитию ЗАО "КЭС". О том, как будет развиваться ТГК-5 и почему в энергетике сегодня не экспериментируют, Эдуард Смелов рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье".
Эдуард Юрьевич, как Вы чувствуете себя в роли генерального директора ТГК-5, исходя из того, что пришлось поменять логику акционера - инвестора на логику менеджера?
Я в должности генерального директора компании чувствую себя более комфортно, гораздо больше удовлетворения от работы. ТГК-5 на сегодня - основной и единственный фокус моей работы. Других должностей я на данный момент не занимаю. Акционер принимает участие в разработке и согласовании планов компании, но его участие в воплощении разработанных программ, проектов в жизнь - минимально. У менеджера же есть счастливая возможность и придумывать планы, и заниматься их реализацией. Реально не многие обладают такими же возможностями реализации выработанных планов и воплощения идей в жизнь. По сути, это есть принятие на себя ответственности за жизнь и развитие компании.
Что же касается согласования стратегических вопросов с акционером, то меньше их не стало и не станет. Но это естественная процедура для любой корпорации. Любой менеджер работает, в том числе в интересах акционера, это его прямая обязанность.
Каковы Ваши первостепенные оперативные задачи?
Самым актуальным на данный момент считаю подготовку компании к отопительному сезону. К началу осенне-зимненго максимума компания уже выйдет из состава РАО ЕЭС, и успешное вхождение станций ТГК-5 в работу в зимний период должно стать наглядным примером, демонстрирующим способность частного инвестора успешно управлять энергетикой.
Однако, не надо думать, что это принципиально новый опыт. У нас в стране есть частные энергокомпании, есть частные коммунальные операторы, промышленные предприятия, которые решают задачи обеспечения энергией больших территорий, больших городов. Достаточно привести в пример Сыктывкарский ЛПК, Архангельский ЛПК. Но до настоящего времени акцента на частный характер деятельности этих операторов на энергорынке не было. Поэтому, в данной логике я бы назвал ТГК-5 первым примером в рамке реформы энергетики. В то время как в целом по стране это не первый опыт. Вторая задача для ТГК-5 - переход к пятилетнему бизнес-планированию. Долгосрочный бизнес-план определит направления и основные задачи компании на ближайшие годы. Инвестиционная программа у нас рассчитана на 5 лет, производственную программу мы тоже будем рассматривать и принимать на этот срок. За прошедший год качественно изменилась внешняя среда, а за пять лет она изменится до неузнаваемости. Все это меняет нашу идеологию и логику подходов к формированию бизнес-плана.
Компания к концу пятилетнего периода полностью выйдет на свободный рынок. Электроэнергия на оптовом рынке будет продаваться по свободным ценам. Газ, доля которого в топливном балансе ТГК-5 весьма значительна, будет продаваться по свободным ценам. К завершению пятилетнего периода мы окажемся в полностью конкурентной среде. Компания к функционированию в такой среде должна быть готова, и логика бизнес-планирования соответственно должна учитывать не регулятивную идеологию, а конкурентную. В связи с этим важно научиться планировать продажи электроэнергии и прогнозировать ситуацию на оптовом рынке. Соответственно, планировать производственную, а в ее рамках - ремонтную программу, исходя из объемов контрактов, которые мы будем иметь на данный период. В итоге, доходы с расходами в бизнес плане должны не просто по цифрам складываться, а иметь логическую связку.
Третья краткосрочная оперативная задача - дополнение инвестиционной программы новыми проектами. У нас есть четко обоснованная идеология инвестпрограммы, под которую проводилась дополнительная эмиссия акций. И сейчас мы движемся по двум направлениям - продолжение работы в прежней идеологии, и поиск иных оснований для выбора проектов. Объясню почему. Лично у меня есть ощущение и понимание, что при существующих технических возможностях рынков сбыта, мы почти полностью исчерпали основное конкурентное преимущество ТЭЦ - возможности теплофикационной выработки. В этом смысле увеличение доли нашего присутствия на тепловых рынках по-прежнему актуально. Но в данный момент мы находимся в поиске дополнительных оснований, конкурентных преимуществ, которые позволят нам сфокусироваться на выработке электрической энергии.
Каковы эти основания?
В рамках нашей стратегии учтены две важнейшие составляющие. Это освоение рынков с опережающим темпом роста потребления, и обеспеченность топливом. В совокупности, та инвестпрограмма, которую мы запланировали и уже претворяем в жизнь, почти полностью закроет энергопотребности Кировской области и Удмуртской республики. Поэтому не исключаю, что новые проекты будут реализовываться в других регионах, не входящих в географию ТГК-5. Для нас географические границы начинают постепенно стираться. Если мы исчерпали все возможности роста на территории ТГК-5, будем искать проекты на других территориях с более интересными экономическими перспективами, чем проекты которые мы можем реализовать в наших четырех регионах - Чувашии, Удмуртии, Марий Эл и Кировской области. Что касается обеспечения станций топливом, мы рассчитываем как на появление долгосрочных контрактов на поставку газа, так и опираемся на местные виды топлива. ТГК-5 планирует значительное увеличение использования торфа в Кировской области, а в Удмуртии ведет переговоры по утилизации попутного газа.
Можно конкретизировать, о каких проектах идет речь? И согласование какого уровня и к каким срокам необходимо будет пройти новым проектам?
Проекты ТГК-5, которые войдут в Инвестиционное соглашение между акционерами - РАО "ЕЭС России" и "КЭС", должны быть определены до конца августа. Дополнительно к четырем существующим первоочередным проектам (строительство ПГУ на Кировских ТЭЦ-1, 3, Ижевской ТЭЦ-1, Сарапульской ТЭЦ), - вероятнее всего будет принято решение о дополнительных проектах в Чувашии и Марий Эл. Процедура согласования новых проектов будет фактически такая же, как и по предыдущим первоочередным, мы должны защитить их на совете директоров ТГК-5, и в РАО ЕЭС - на уровне комиссии по инвестициям и топливообеспечению инвестпроектов. В целом, главное, чтобы проект имел хорошие экономические перспективы, тогда вопрос финансирования, на мой взгляд, является скорее техническим. Под обоснованные проекты финансирование можно привлекать не только и не столько за счет средств дополнительной эмиссии.
Не планируется ли среди новых проектов ТГК-5 экспериментальный в рамках софинансирования с государством и другими инвесторами?

Экспериментальные проекты должны находиться в зоне ответственности не только бизнеса, но и государства. Финансирование наук, вклад в развитие должен осуществляться со стороны государства и промышленности, заинтересованной в новых технологиях. Дело в том, что в энергетике стоимость таких экспериментальных проектов в 2-3 раза превышает стоимость традиционных. Энергокомпании, у которых нет государственной поддержки подобных проектов, имеют право на единственную альтернативу - развивать бизнес на основе подтвержденных практикой проектов.

Версия для печати / Вернуться на список интервью
Информация
Дата : 09.08.2007 15:24 Регион : Межрегиональная
Тема : Экономика и инвестиции Источник : Интерфакс
Смотри также
Календарь
Все события
Новости
Все новости
Комментарии и интервью
22.06.2009 Заместитель председателя правительства Удмуртии В.Бельтюков: "За этапом "падения" всегда следует "рост"
15.06.2009 Алтайский губернатор не сомневается, что игорная зона в регионе будет создана
25.02.2009 Гендиректор УК "КОМОС" А.Осколков: "Именно сейчас бизнес ждет более серьезной поддержки от государства"
02.11.2007 Заместитель гендиректора ТГК-5 по технической политике Ю.Зыкин: "Став частной, компания доказала свою ответственность за энергоснабжение потребителей"
Все комментарии и интервью
Аналитика
Вся аналитика
Кредитные рейтинги
РегионДата присвоенияАгентствоЗначение
Алтайский край 15.08.2011 Fitch BB
Новосибирская область 13.05.2011 Fitch BB
Тамбовская область 11.05.2011 Fitch BB-
Республика Хакасия 04.05.2011 Fitch BB-
Кировская область 04.05.2011 Fitch B
Все рейтинги

Рэнкинги регионов*
РегионЗначение, чел.Место в РФ
Алтайский край 44655 1
* Число прибывших, 2010 г.
Все рэнкинги

Облигации
РегионОбъем эмиссии / ВалютаДата погашения
Ярославская область 3000000000 / Рубли 15.04.2014
Ярославская область 3000000000 / Рубли 16.05.2013
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 19.12.2013
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 20.12.2012
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 22.12.2011
Все облигации

Россия, 127000, Москва, ул. Первая Тверская-Ямская, д. 2
Тел. +7 (495) 250-80-36; Факс: +7 (495) 250-94-57;
e-mail: cea@interfax.ru
Build: 1.3.1