Регионы России России России Интерфакс
Глава администрации Тамбова Максим Косенков: Благоустройство Тамбова идет активно даже при минимуме бюджета
Главная  /  Интервью  /  Глава администрации Тамбова Максим Косенков: Благоустройство Тамбова идет активно даже при минимуме бюджета
Интервью
 
Максим Косенков
.
Глава администрации Тамбова
Тамбов - не самый богатый город Центральной России с населением менее 300 тыс. человек. Город уникален тем, что даже повышение платы за коммунальные услуги до 100% от себестоимости не вызвало ни одной акции протеста. В Тамбове, чуть ли не в единственном городе России, реально компенсировали потери вкладчикам "Социальной инициативы". Город становится чище, благоустроеннее, открываются после реконструкции скверы, новые фонтаны и памятники. О том, как удается решать социальные проблемы при ограниченном бюджете, "Интерфаксу" рассказал глава администрации Тамбова Максим Косенков.
Тамбов, наверное, один из немногих областных центров, где губернатор не конфликтует с мэром города. Как вам работается в таких условиях?
В свое время я работал вице-мэром, затем - заместителем губернатора, а после объявления конкурса на должность главы исполнительной власти Тамбова принял в нем участие. Уверен, что у города много гораздо более важных дел, проблем и забот, чем конфликтовать с региональными властями. Прошли те времена, когда область и областной центр были сами по себе.
Я объективно вижу желание губернатора не мешать городским властям, а помогать. Ведь порой нужны даже не средства, а лишь человеческое расположение и профессиональная оценка того, что сейчас делается городской исполнительной властью. Если мы будем конфликтовать, то, на мой взгляд, пользы от этого не будет никому.
Назначение главы горадминистрации многие считают встраиванием в вертикаль власти. На самом деле, вертикаль всегда существовала. Только кто-то ее понимал, а кто-то нет. Те, кто не понимал, быстро заканчивали свою карьеру. Или это отражалось на положении дел. Я не конкретно про Тамбов, я про факты из истории, из жизни.
Работа главы горадминистрации - это, прежде всего, хозяйственная и организаторская работа. Хотя когда говорят, что мэр не политик, а хозяйственник, - это обман. Руководитель такого ранга все равно является политиком, потому что политика - это жизнь. Так что если мы определяем жизнь в городе, значит, определяем и политику города.
Какие минусы есть в схеме назначения по конкурсу главы горадминистрации, используемой в Тамбове?
Если сравнивать выборы и назначение по контракту, то эти схемы сильно отличаются и требуют различного подхода. В свое время я организовывал много выборных кампаний и хорошо представляю эту кухню. Избирательная кампания - это попасть на волну, почувствовать ее и следить, чтобы она тебя не снесла. Те, кто чувствует и плывет - выигрывают, остальных она накрывает.
На мой взгляд, процедура конкурса более разборчива. Конкурс, в любом случае, - согласованная позиция руководства области, общественности, депутатского корпуса и руководства города. Наверно, мне было бы легче организовать собственные выборы и произвести впечатление на избирателей популистскими речами, чем написать программу, с которой я выходил на конкурс главы администрации. Ведь в этом документе мне надо было отразить реальные планы по каждой из сторон жизнедеятельности города. Те планы, которые я же буду исполнять, если стану победителем. И я это сделал, а планы реализую сейчас.
Я не считаю, что путь назначения самый идеальный. Наверное, выборность властей должна быть, по большому счету, но она больше даст результатов тогда, когда в государстве будут построены цивилизованные отношения во всех сферах, максимально обеспечены потребности людей, улучшится уровень их жизни, а полномочия между властями и структурами разных уровней будут разделены предельно и четко. А иначе обычно получается популизм, выстроенный на бедах и проблемах людей. В идеале я за выборность, но в современной России путь назначения губернаторов и мэров областных городов не самый худший. Если мэр или губернатор не будет устраивать федеральную власть, то она должна будет без привлечения надзорных органов употребить власть и решить проблему.
Существует версия, что федеральному центру выгодны конфликты между губернаторами и мэрами, чтобы они меньше требовали от самого федерального центра…
Это надо спросить не у меня. Судите сами. Результаты выборов президента и Госдумы в регионе, где губернатор и мэр конфликтуют, могут стать сюрпризом. Раньше в нашем регионе тоже не было достаточного понимания между разными уровнями власти, что постоянно отражалось на всех сторонах жизни как области, так и города.
Какие сейчас главные проблемы местного самоуправления?
Сейчас федеральная, региональная и местная власть работают в плотном сотрудничестве. Идет единение институтов власти - не просто общность интересов, а объединение финансовых ресурсов, создание стимулов для развития. Например, по тем же нацпроектам. Хотя я считаю, что мы уже должны говорить не о проектах - так можно было говорить, когда их только проектировали, - а об их реализации, о реальных практических изменениях в той или иной отрасли, о политике конкретных дел власти по отношению к конкретным людским потребностям.
Кстати, мы проводили исследования и выяснили, что, например, чем меньше мы говорим об изменениях в образовании, тем больше эти изменения там оцениваются людьми. И наоборот - мы много говорим об изменениях в медицине, а население этих изменений замечает меньше. Причин для этого много - прежде всего, общая оценка здоровья собственного и своих близких.
Серьезной проблемой для нас является бумажная волокита. В I полугодии 2007 года в нашей администрации 48% общего документооборота составляет переписка с контролирующими органами - прокуратурой, судами, милицией, ответы которым зачастую носят срочный характер. И многим специалистам приходится бросать заниматься городскими делами и отвечать на запросы. Мне лично приходится каждую поданную на подпись бумагу тщательно проверять, анализировать, на что уходит масса времени, а то я один раз понадеялся на исполнителей и чуть не подписал иск на правительство РФ в Верховный суд. Ладно, если бы по делу, а то так… Как говорят, сколько юристов, столько и мнений.
Среди городских проблем у нас на первом месте стоят капитальный ремонт дорог и жилого фонда, а также отселение из ветхого и аварийного жилья. С дорогами сейчас вопрос решился - "Единая Россия" в этом году выделила серьезные деньги, причем не только на капремонт, но и на текущий, который требует меньше затрат на подготовку документации.
Или, например, с капитальным ремонтом жилья. Если бы я не был членом "Единой России", то мы могли бы остаться один на один с этой проблемой. По этой программе учитываются параметры коммерциализации коммунального хозяйства, переход управления жилищной сферой в частные руки и т.п.
С другой стороны, я считаю, что не в каждом российском городе стоит спешить с коммерциализацией управления жилищной сферой. Там, где тарифы доведены до 100% от себестоимости, там да. В Тамбове, например, за содержание и текущий ремонт жилья горожане платят 4 рубля с квадратного метра - это примерно 75% от минимально необходимой суммы.
Кстати, есть частные управляющие компании, которые вообще не понимают, за какую работу взялись, и уверены, что должны заниматься только обслуживанием домов. При этом забывают заключать договоры на поставку жильцам воды, электричества, газа и т.п. Поэтому нам о коммерциализации этого сектора пока говорить рано.
Когда в Тамбове планируется переход на 100% оплату коммунальных услуг населением?
У нас население уже полностью платит за воду, канализацию, электрическую энергию и газ. Примерно на уровне 90% у нас осталась только так называемая "первая строка" единой квитанции - "содержание и текущий ремонт жилья". Хотя нам требуется не намного повысить плату, примерно до 4,6 или 4,9 рублей за квадратный метр, сделаем это в 2-3 этапа. При этом будем объяснять, что поднимаем тариф только в муниципальном жилье. Собственники должны сделать это самостоятельно, решением общего собрания. Там, где работают управляющие компании, они должны будут объяснить жителям, на какую сумму нужно выходить, чтобы можно было содержать в текущем режиме дома и осуществлять их капитальный ремонт. При этом люди правы: жилфонд раньше был государственный и достался им в неудовлетворительном состоянии, поэтому государство должно оказать единовременную помощь в капитальном ремонте.
Насколько активно тамбовчане образуют товарищества собственников жилья? По программе финансирования ремонта ветхого жилья деньги будут перечислять только в товарищества собственников жилья, а в них объединяются более-менее новые дома, но не ветхие.
Мы пропагандируем создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). Процесс идет, но часто случается так, что когда человеку нужно продать квартиру - он понимает, что собственник, а когда нужно отвечать за состояние дома - не понимает. Мы же объясняем, что при создании ТСЖ не обязательно управлять домом самостоятельно, ведь товарищество может заключить договор с любой управляющей компанией. Постепенно меняем психологию людей.
Постучу по столу, хоть и не суеверный. У нас многое получается, потому что я и мои коллеги не боимся говорить с людьми. Лучше ничего не скрывать. Люди привыкают слушать, знать позицию первого лица по каждому вопросу и доверяют. Во всяком случае, сейчас есть основания так считать.
В Тамбове создано 8 управляющих компаний жилищным фондом, из них 2 муниципальные. При этом 94% домов выбрали муниципальные управляющие компании. Мы не загоняли - допускали заочное голосование, только если уже прошло общее собрание, когда жильцы предварительно все обсудили и могут принять взвешенное решение.
Сдвиги есть. Например, сейчас по моему поручению муниципальные управляющие компании начали красить старые облезлые межэтажные перекрытия в старых многоэтажках. Их специалисты все посчитали, приходят и говорят: давайте лучше мы деньги соберем, вышку купим и сами все сделаем, это нам выгоднее будет, чем подрядчиков нанимать. Раньше ЖЭКи об этом не думали - просто проедали деньги населения и муниципалитета. При этом управляющие компании активно участвуют в программе "Мой город, мой двор, мой подъезд" - устанавливают детские площадки, благоустраивают дворы, даже за свой счет ставят ограждения.
Кстати, мы убеждены, что в старом двухэтажном доме проще создать ТСЖ, чем в большом 200-квартирном. В старых домах люди друг друга знают, доверяют. Мы же просто им говорим, что при создании ТСЖ мы вам поможем и с капитальным ремонтом, и с другими проблемами. Люди верят и создают.
Вы поддерживаете приход частных инвестиций в предприятия, обеспечивающие тепло, воду, вывоз мусора, городские перевозки?
Еще до моего прихода к власти основные направления - вода, тепло, электроэнергия - были переданы ОАО "Тамбовские коммунальные системы" (дочернее предприятие ОАО "Российские коммунальные системы"). В Тамбове даже ЖЭКи несколько лет назад были переведены в ООО, правда, с сохранением того же коллектива. Это серьезно компрометировало переход коммунальной сферы под частное управление.
Мы выступаем за привлечение инвесторов. Например, создали ООО совместно с Вологодским заводом по производству троллейбусов. Очень интересно, как люди со стороны совершенно иначе могут смотреть на проблему организации пассажирских перевозок. С их помощью мы уже начали получать новые троллейбусы.
У нас повышенная требовательность к приходу частного инвестора в коммунальную сферу, потому что продать можно все что угодно, а вот вернуть сложно. А то, что продается, может быть перепродано еще несколько раз. Частные операторы, на мой взгляд, способны привлечь инвестиции. Но надо посмотреть, какие это инвестиции: в сети и коммуникации? Или в развитие собственности этого оператора? Есть грань, которую нельзя переходить. В тоже время мы должны хорошо понимать: все, что делается за счет денег населения, должно становиться собственностью муниципалитета, а не частного оператора. У нас к этому инвесторы пока не готовы.
Помогает привлечение инвесторов экономическому положению Тамбова?
Когда я начинал работать, наши долги жилищно-коммунального хозяйства составляли 1 млрд рублей, бюджет города был таким же - 1 млрд рублей. Только долги жилищной сферы достигали 400 млн рублей. Мы на сегодняшний день сократили сумму долгов на 700 млн рублей. Считаю это главным успехом нашей администрации. Конечно, серьезную поддержку оказал губернатор. Если бы мы не решили проблему с долгами, мы вообще не смогли бы двигаться вперед. Часть проблемы решило повышение оплаты коммунальных услуг до 100% при одновременном массовом субсидировании малообеспеченных граждан. Надо мной одно время подшучивали, что скоро на каждой остановке и павильоне будут субсидии оформлять.
При повышении платы у нас не было никаких всплесков возмущения. Просто у нас постоянно около 15 тыс. семей получают субсидии на оплату коммунальных услуг. При этом в городском бюджете деньги на компенсацию межтарифной разницы не заложены.
Доходы горбюджета составляют чуть более 2 млрд рублей. 1 млрд рублей - собственные доходы и 1 млрд рублей - субвенции вышестоящих бюджетов. Хотя на территории Тамбова собирается около 6-8 млрд рублей доходов.
Как же вы с таким небольшим бюджетом ухитряетесь так качественно благоустраивать город?
Многие компании, которые приходят развивать свой бизнес в Тамбов, сразу спрашивают, сколько стоит вхождение в регион. Я поначалу, если честно, даже терялся, чуть ли не краснел. Отвечаю, что "не берем-с" - они не верят. Говорю: "Ну, если хотите заплатить, примите участие в благоустройстве города". При этом деньги поступают напрямую в бюджет города. Например, на деньги, которые при строительстве одного из торговых центров заплатили "за вхождение", мы отремонтировали всю городскую набережную.
Мне говорят: какую же роскошь вы себе позволили - фонтан светомузыкальный стоимостью 7 млн рублей поставили. Деньги на это дали спонсоры, часть мы добавили.
Ну а основные доходы бюджет, конечно, должен получать за счет эффективного управления своей собственностью, а также повышения реальной заработной платы. Одно с другим связано. Мы можем влиять на все, что связано со строительством. Везде, где можно было губернаторам - они отобрали право распоряжения землями у муниципалитетов. В Тамбове право распоряжения землями сохранено за городскими властями.
Полномочия по распоряжению свободными землями оставили за нами благодаря тесному сотрудничеству между областными и местными властями. Отношения строятся на доверии, губернатор уверен, что мы здесь ничего не разворуем.
Это позволило нам поднять строительство на высокий для региона уровень и выйти на первые позиции в ЦФО по вводимым квадратным метрам на каждого жителя. В 2006 году в Тамбове было построено более 190 тыс. ква. метров, а в 2007 году должны сделать не менее 200 тыс.
Как вы решили проблему обременений строителей?
Вопрос строительных обременений никак законодательно не урегулирован, в связи с чем возникает очень много проблем. В ближайшее время мы будем вводить обременение в цену земельного участка. В настоящее время площадка под строительство многоквартирного дома стоит 300-400 тыс. рублей. Это очень мало. В Воронеже цена на такие земельные участки превышает 1-2 млн рублей, а в Белгороде доходит до 5 млн рублей. При этом стараемся вести речь только о квартальной застройке. А раз ты застраиваешь целый квартал, то берешь на себя обязательство по строительству социальной инфраструктуры с последующей передачей ее в муниципальную собственность. Строителям остается лишь просчитать экономическую сторону проекта и работать. По нашему мнению, так должен поступать любой порядочный инвестор.
В Тамбове есть проблема с ветхим и аварийным жильем?
В Тамбове примерно 30% всего жилья - ветхое, как и в большинстве городов. Центр города - это, в основном, частное жилье, которое можно считать ветхим. В этом году мы начали расселение в самом сложном центральном районе. Раз у нас тут удалось, то и дальше процесс пойдет.
Главная проблема, что Тамбов, как и многие другие российские города, занижал статистику ветхого и аварийного жилья. А по программе расселения финансирование будет осуществятся на основе уже имеющихся данных статистики. Наша задача - объективно подойти к оценке технического состояния многоквартирных домов и собрать как можно больше своих денег на капремонт.
Какие Вы ставите стратегические задачи развития Тамбова?
Могу процитировать свою программу. Тамбов должен быть представлен в оценке государства, как стабильный в политическом и социально-экономическом положении. Я считаю, что среди российских городов мы достаточно стабильны. Среди российских муниципальных образований - как образцовый город в области благоустройства и формирования самобытного архитектурного стиля. Среди горожан - как любимый город, об историческом прошлом которого они с благодарностью вспоминают и с которым они связывают свое будущее. Как город благоустроенный, светлый, чистый, компактный, уютный. Задача любого города - чтобы люди хотели в нем жить. Тамбов стал меняться, жители начали гулять по улицам, паркам и скверам с фотоаппаратами и фотографироваться в разных красивых местах. Такого 2-3 года назад не было. Для меня это и есть показатель какой-то национальной внутренней идеи.
Для меня самое яркое личное впечатление, когда я поздно вечером возвращаюсь домой через новый сквер Зои Космодемьянской. Вечер, фонари горят. Я иду один. Ко мне подходят люди и говорят: "Спасибо вам за город"!
Версия для печати / Вернуться на список интервью
Информация
Дата : 08.08.2007 15:51 Регион : Тамбовская область
Тема : Экономика и инвестиции Источник : Интерфакс
Смотри также
Календарь
Все события
Новости
09.08.2011 12:45 Алтайскому краю необходимы федеральные средства на реконструкцию трассы М-52, где в выходные произошли два крупных ДТП – губернатор
04.04.2011 14:35 Алтайский губернатор предложил усилить правовую защиту брэндов в торговых сетях
01.04.2011 18:23 Алтайэнергосбыт в 2010г получил 181 млн руб чистой прибыли против убытка годом ранее
30.03.2011 12:05 Более 16 млн рублей потратит Алтайский край на трудоустройство уволенных милиционеров
23.03.2011 14:30 Решающим в преодолении кризисных явлений в промышленности Алтайского края станет 2011 год - эксперт
Все новости
Комментарии и интервью
22.02.2011 Алтайский край выходит на зарубежные рынки муки, на которых ранее не присутствовала российская продукция
05.03.2008 Казалось бы фантастические проекты могут стать реальностью
06.02.2008 Министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Г.Подтесов: "К 2015 году в регионе не будет предприятий со сверхнормативным выбросами"
01.08.2007 Председатель Тамбовской областной думы Владимир Карев: Депутатский корпус серьезно подходит к своей работе
Все комментарии и интервью
Аналитика
Вся аналитика
Кредитные рейтинги
РегионДата присвоенияАгентствоЗначение
Алтайский край 15.08.2011 Fitch BB
Новосибирская область 13.05.2011 Fitch BB
Тамбовская область 11.05.2011 Fitch BB-
Республика Хакасия 04.05.2011 Fitch BB-
Кировская область 04.05.2011 Fitch B
Все рейтинги

Рэнкинги регионов*
РегионЗначение, чел.Место в РФ
Алтайский край 44655 1
* Число прибывших, 2010 г.
Все рэнкинги

Облигации
РегионОбъем эмиссии / ВалютаДата погашения
Ярославская область 3000000000 / Рубли 15.04.2014
Ярославская область 3000000000 / Рубли 16.05.2013
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 19.12.2013
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 20.12.2012
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 22.12.2011
Все облигации

Россия, 127000, Москва, ул. Первая Тверская-Ямская, д. 2
Тел. +7 (495) 250-80-36; Факс: +7 (495) 250-94-57;
e-mail: cea@interfax.ru
Build: 1.3.1