Регионы России России России Интерфакс
Руководитель главного управления экономического развития Воронежской области Андрей Соболев: Мы хотим вернуть региону звание лидера машиностроения Центрального Черноземья
Главная  /  Интервью  /  Руководитель главного управления экономического развития Воронежской области Андрей Соболев: Мы хотим вернуть региону звание лидера машиностроения Центрального Черноземья
Интервью
 
Андрей Соболев
/
Руководитель главного управления экономического развития Воронежской области
В будущем году в Воронеже планируется проведение инвестиционного форума, аналогов которому в регионе еще не было. Его организаторы намерены придать ему не только общефедеральное звучание, но и вывести на международный уровень. О специфике предстоящего форума и об особенностях инвестиционной политики в Воронежской области "Интерфакс" беседует с руководителем главного управления экономического развития Андреем Соболевым.
Андрей Иванович, инвестиционные форумы стали привычным явлением российской экономической жизни. Какова же будет специфика воронежского форума? В чем принципиальное отличие от других?
Ожидаемый общефедеральный и тем более международный уровень новому форуму удастся придать лишь в том случае, сели будет найдена ниша, наиболее интересная как для российских, так и зарубежных инвесторов. При выборе темы форума мы исходили из специфики нашего региона. Воронежская область традиционно была ориентирована на наукоемкое, высокотехнологичное производство, в первую очередь машиностроение и радиоэлектронику. Именно это направление и будет в центре внимания предстоящего форума.
Как показывает наш анализ, последние 4 года, как для нашего региона, так и для России в целом, были в основном ориентированы на развитие сырьевых, добывающих отраслей, пищевой и перерабатывающей промышленности. Например, в Воронежской области за это время была полностью модернизирована пищевая промышленность, в частности, мясомолочное, масложировое производство, производство сахара. За это время предприятия данной отрасли вышли на новый технологический уровень производства.
Но то, чем регион традиционно выигрышно отличался от других субъектов, и то, что мы хотим вернуть сейчас снова, это именно лидерство в машиностроении, станкостроении, в производстве техники, оборудования. И именно сегодня эта задача становится как нельзя актуальной.
В предыдущие 4-5 лет инвестиции в эту отрасль трудно было себе представить, поскольку существовала высокая степень риска, да и уровень инвестиционной активности в целом по РФ был довольно низок. Если так можно выразится, востребованность в производстве средств производства тогда была не столь актуальна.
Сейчас же уровень инвестиционной активности высок, и субъектам инвестиционной деятельности, предприятиям, организациям, как в нашем регионе, так и России в целом, требуется все больше качественного оборудования для реализации инвестиционных проектов.
Поэтому именно этому направлению - развитию машиностроения, станкостроения, высоким технологиям - и будет посвящен предстоящий инвестиционный форум.
Проводится ли сейчас анализ инвестиционной привлекательности отдельных районов области? Какие из районов наиболее привлекательны для инвестпроектов?
С 2000 года, мы проводим оценку уровня социально-экономического развития муниципальных образований. С определенными допущениями эту оценку можно экстраполировать и на сферу инвестиционной привлекательности. Ведь там где имеется наиболее высокий уровень развития, заложен более высокий потенциал и для экономического роста, и для привлечения инвестиций. Хотя показатель инвестиционной привлекательности включает и сведения об административном режиме территории, уровне подготовки и квалификации кадров, наличии трудовых ресурсов и тому подобное, которые при оценке уровня социально-экономического развития нами не используются.
Эту оценку мы применяем главным образом для расчета бюджетных ресурсов, направляемых областью на реализацию проектов по развитию социальной и инженерной инфраструктуры и благоустройству территории муниципальных образований. Для оценки используется более 20 критериев, начиная от уровня развития сельскохозяйственного, промышленного производства, инвестиционной активности, заканчивая преступностью, вопросами экологии. Все показатели рассчитываются на душу населения, что позволяет выстроить определенную сопоставимость. Это позволяет нам реально оценивать эффективность работы органов местного самоуправления.
Что же касается оценки собственно инвестиционной привлекательности муниципальных образований, то она, на мой взгляд, не имеет, по крайней мере, в нашем регионе, особой актуальности. Ее факторы, в общем-то, очевидны. Ведь вполне однозначно можно сказать, что наиболее ивестиционно привлекательными являются те муниципалитеты, которые находятся вблизи Воронежа. А даже такие города как Лиски, Россошь, Борисоглебск для крупных инвестиций привлекательны значительно в меньшей степени. И здесь встает вопрос об оптимизации размещения производительных сил.
Проще говоря, не следует пытаться размещать крупное промышленное производство с тысячей работников в районном центре, где проживает 10-12 тыс. человек? Ведь там просто не найдешь достаточного количества людей нужной квалификации
Это совершенно не означает, что у таких муниципальных образований нет никаких шансов. Их перспективы, прежде всего, в реализации инвестпроектов в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности, производства строительных материалов, возможно, сельхозмашиностроения и сервисного обслуживания, то есть таких проектов, которые будут возможны с точки зрения обеспечения трудовыми ресурсами. Что касается более мелких населенных пунктов, то это, естественно, сельскохозяйственные проекты, которые будут ориентированы на соответствующую сырьевую базу.
А ведется ли в Воронежской области анализ уже реализуемых и реализованных инвестиционных проектов, их эффективности? Не принес ли какой-либо из них ущерба региону?
Подобный анализ проводится в обязательном порядке. В регионе ведется реестр инвестпроектов, в который включены все проекты, которые реализованы на его территории с 2002 года и которые реализуются в настоящее время, а также те, что намечены к реализации и включены в программу социально - экономического развития на 2007-2011 годы. На сегодняшний день он включает более 800 проектов на сумму около 400 млрд рублей.
В соответствии с программой реформирования региональных финансов в Воронежской области, мы должны обеспечивать эффективность использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку при реализации инвестпроектов. И мы проводим ежеквартальный мониторинг оценки эффективности мер господержки. Проще говоря, мы следим за тем, чтобы объем дотаций, субсидий и налоговых преференций, предоставляемых областью, не превышал дополнительных налоговых поступлений от реализации инвестпроекта.
То есть мы контролируем, в первую очередь, бюджетную эффективность реализации инвестпроектов. А она будет обеспечена тогда, когда выполняется намеченный бизнес-план и параметры проекта, когда есть соответствующая экономическая эффективность его реализации. Также, в качестве еще одного значимого фактора мы рассматриваем социальную эффективность, то есть создание дополнительных рабочих мест и социальные выплаты во внебюджетные фонды.
Кроме того, относительно каждого инвестора, с которым у нас заключено соглашение или договор об осуществлении инвестдеятельности, мы в обязательном порядке отслеживаем отсутствие задолженности по налогам и сборам в бюджеты всех уровней, а также долгов по выплате зарплаты. А в договорах об инвестдеятельности мы фиксируем соответствующий уровень зарплаты, который должен быть не ниже среднеотраслевого для данного вида деятельности.
И в случае, если на каком-то этапе возникает ситуация, что бюджетом предоставлено преференций больше, чем он получил дополнительных налогов, это служит первым сигналом о том, что эффективность проекта снижается. И за этим может последовать расторжение договора об осуществлении инвестдеятельности и приостановка предоставления преференций.
Пока таких случаев не было. Как правило, все проекты имеют высокую бюджетную эффективность и те преференции, которые мы предоставляем с лихвой окупаются дополнительными налоговыми поступлениями.
Ведется ли анализ рынка финансовых услуг в области? Например, страхования? Привлекается ли страховые компании к реализации тех или иных проектов?
Здесь поле для деятельности достаточно большое. Конечно, мы работаем со страховыми компаниями, создана областная ассоциация страховщиков. Однако, к сожалению, рынок страховых услуг в регионе, достаточно сложен. Из более 80 страховых компаний только 1 является региональной, остальные - это филиалы и отделения компаний из Москвы или других городов, и с точки зрения привлечения их к реализации инвестпроектов здесь есть сложности.
Мы неоднократно над этим задумывались. Была даже идея создавать собственную страховую компанию регионального уровня. Однако я считаю, что здесь нужно действовать другими методами. И в этом плане у нас есть неплохие задумки по реализации инвестпроектов с привлечением средств закрытых паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Здесь существуют серьезные возможности по, так сказать, двунаправленной деятельности. С одной стороны, будет производится дополнительная поддержка социально незащищенных категорий граждан по линии дополнительного пенсионного обеспечения, с другой стороны, те средства, которые будут аккумулироваться в негосударственных пенсионных фондах, могут быть направлены на реализацию инвестпроектов, прежде всего, на развитие жилищного строительства, на ипотечное жилищное кредитование. Поэтому, то направление, на котором мы сейчас ведем работу - это оценка перспектив создания региональной негосударственной пенсионной системы, которая позволит аккумулировать временно свободные денежные средства как организаций, так и населения и обеспечить их использование в качестве инвестиционного ресурса. Первое полугодие 2008 года будет посвящено решению именно этого вопроса.
Как бы Вы оценили работу созданных в регионе технопарков и бизнес-инкубаторов, их перспективы при реализации инвестпроектов в наукоемких отраслях? Оправдывают ли они возлагавшиеся на них надежды? Будут ли создаваться новые?
Разочарования в технопарках и бизнес-инкубаторах нет и не может быть потому, что это именно тот инструмент, который позволяет обеспечить поддержку инновационно активных малых предприятий, а также взаимодействие науки и производства.
И на сегодняшний день перед администрацией области стоит задача выстроить более четкую систему приоритетов при реализации инвестпроектов в рамках бизнес-инкубаторов и технопарков, а также сориентировать на их резидентов меры поддержки малого бизнеса. Чтобы помимо льготного размещения резидента в технопарке, предоставления ему технических средств для развития производства в комплексе включить все прочие инструменты господдержки, начиная от гарантий по кредитам, которые будут привлекаться ими для реализации своих инвестпроектов, заканчивая выплатой компенсации процентных ставок по ним, затрат на аккредитацию, на проведение выставочных мероприятий, на проведение экспортных операций и так далее.
А если говорит о перспективах, то до 2012 года стоит задача в каждом районе области сформировать бизнес-инкубатор муниципального уровня, под которые будут переданы пустующие сейчас невостребованные производственные помещения бывших крупных предприятий. За счет средств районов они будут переданы в муниципальную собственность, а облбюджет возьмет на себя уже их ремонт и оборудование всем необходимым. Кроме того, будет сформирована необходимая региональная законодательная база для их функционирования.
Публикацию подготовил корреспондент "Интерфакса" Дмитрий Зеленцов
Версия для печати / Вернуться на список интервью
Информация
Дата : 18.12.2007 15:43 Регион : Воронежская область
Тема : Экономика и инвестиции Источник : Интерфакс
Смотри также
Календарь
Все события
Новости
Все новости
Комментарии и интервью
Все комментарии и интервью
Аналитика
Вся аналитика
Кредитные рейтинги
РегионДата присвоенияАгентствоЗначение
Алтайский край 15.08.2011 Fitch BB
Новосибирская область 13.05.2011 Fitch BB
Тамбовская область 11.05.2011 Fitch BB-
Республика Хакасия 04.05.2011 Fitch BB-
Кировская область 04.05.2011 Fitch B
Все рейтинги

Рэнкинги регионов*
РегионЗначение, тыс. руб.Место в РФ
Алтайский край 7562817 1
* Средства клиентов в иностранной валюте, всего, по головным офисам кредитных организаций и филиалам, расположенным на территории региона, 2010 г.
Все рэнкинги

Облигации
РегионОбъем эмиссии / ВалютаДата погашения
Ярославская область 3000000000 / Рубли 15.04.2014
Ярославская область 3000000000 / Рубли 16.05.2013
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 19.12.2013
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 20.12.2012
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 22.12.2011
Все облигации

Россия, 127000, Москва, ул. Первая Тверская-Ямская, д. 2
Тел. +7 (495) 250-80-36; Факс: +7 (495) 250-94-57;
e-mail: cea@interfax.ru
Build: 1.3.1