Регионы России России России Интерфакс
Губернатор Алтайского края А.Карлин: "Инвестиционная привлекательность края возрастает"
Главная  /  Интервью  /  Губернатор Алтайского края А.Карлин: "Инвестиционная привлекательность края возрастает"
Интервью



Александр Богданович, давайте начнем наш разговор с одной из высказанных Вами недавно инициатив, касающейся введения в России статуса особых аграрных регионов. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

Эта инициатива возникла не спонтанно - она явилась итогом определенных раздумий и консультаций со специалистами, с экспертами в области сельского хозяйства и других сфер. Побудительные мотивы для этого возникли у меня еще тогда, когда осуществлялась работа над проектом государственной программы развития сельского хозяйства, которая была принята правительством в июле прошлого года. Тогда мы высказывали по ее проекту определенные замечания и предложения. Эта программа предполагает, что государственная поддержка развития сельского хозяйства, начиная с 2009 года, будет осуществляться уже в дифференцированном режиме. Хотя определенные попытки такого дифференцированного подхода предпринимались министерством сельского хозяйства, в том числе и с нашей подачи, еще в 2007 году.

Проблема продовольственного обеспечения никогда не была малозначимой, а в последние годы она приобретает вообще архиважнейшее значение. Среди огромного количества проблем, которые встают перед современным человечеством, проблема продовольственной безопасности - это проблема номер один. Почему она обостряется? В силу целого ряда причин и экономического, и политического характера, и даже глобальное изменение климата на планете также играет свою роль. Но проблема встает не только в плане обеспечения продовольствием с точки зрения количественных параметров, но и в плане того, чтобы продукты были безопасными.

Следующая тема - это тема агфляции, повышения цен на продукты питания, опережающего инфляцию. Это явление, с которым нам предстоит жить ближайшие, как минимум, 10-15 лет.

Все эти факторы актуальны для России. С одной стороны, Россия - страна, которая имеет гигантский потенциал по объему пашни, по количеству земель в районах, благоприятных для сельскохозяйственного производства. Но вместе с тем, не менее трети продовольствия в страну ввозится. Мы должны смотреть на проблему продовольственной безопасности шире - это продовольствие должно быть не только здесь произведено - оно должно быть произведено на собственных мощностях, с использованием собственной техники и технологии. Без этого продовольственная безопасность будет носить краткосрочный, эфемерный характер.

И вот тут возникает вопрос: где, в каких регионах эта проблема должна решаться? Естественно, в тех территориях, которые традиционно решают проблему не только самообеспечения, но и работают на другие регионы, в которых продовольствие в достаточных количествах произведено быть не может.

Алтай в этом смысле территория уникальная. Есть территории, которые являются приоритетными с точки зрения обеспечения национальной обороны, или особо значимые с точки зрения транспорта. Так почему страна не должна вкладывать средства в регионы, которые имеют стратегическое значение с точки зрения продовольственной безопасности?

Мы считаем, что придание региону статуса особого аграрного будет означать возможность реализации на его территории целого ряда крупных инвестиционных проектов. Поэтому мы сформулировали ряд критериев, по которым должен определяться этот статус, и ряд преференций, которые он должен дать. Я считаю, что если бы все это было предусмотрено федеральным законом - это было бы оптимально. Мы понимаем, что федеральная поддержка всегда предполагает софинансирование со стороны региона - мы к этому готовы.

Какие еще регионы России могли бы, по Вашему мнению, рассчитывать на этот статус?

Эти территории известны. Это, в первую очередь, те регионы, которые производят продовольственную пшеницу - Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, а также Белгородская и Ленинградская области, где хорошо развивается животноводство.

И в какой стадии сейчас находится вся эта работа?

Есть соответствующее поручение руководства страны, оно находится на рассмотрении в ряде министерств.

Вторая актуальная сейчас для края тема связана с туристско-рекреационной ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" и игорной зоной, в которые ожидается большой приток инвестиций. На какой стадии находится реализация двух этих проектов в настоящее время?

"Бирюзовая Катунь" - это пилотный проект из всех семи зон. Ни у кого другого ничего подобного нашей особой зоне еще нет. У нас уже построены объекты на несколько сотен миллионов рублей, заканчивается проектирование планировки территории особой зоны. В этом году из федерального бюджета на внутреннюю инфраструктуру зоны предусмотрено выделение около 0,5 млрд рублей - это реальные деньги, которые уже заложены в бюджете. Были опасения, что развитие туристического бизнеса травмирует нашу природу. Так вот, я должен сказать, что в особой экономической зоне объекты, которые обеспечивают функционирование этой зоны в режиме, минимально травмирующем природный комплекс, - приоритетные. Уже в этом году будет строиться полигон твердых бытовых отходов, очистные сооружения, дорога. Начиная с этого года и в последующие годы, объекты (кемпинги, гостиницы и другие) будут строиться уже на этой, конкретной инфраструктуре, будут подключаться к системе питьевого водоснабжения, иметь общую канализационную систему… Никаких сбросов в открытые водоемы не будет. Это будет мини-город. Многое в нем уже можно посмотреть, и можно даже отдохнуть там.

Что касается игорной зоны, то решение правительства о месте ее размещения было принято не так давно. Мы активно работаем, и, возможно, уже на следующей неделе мы подпишем первое рамочное соглашение с инвесторами - компанией Casino Austria. Завершающий этап консультаций мы предполагаем провести в Москве. Пусть это будет рамочное соглашение, но это будет уже документ, на бумаге и с подписями, определяющий наши намерения. Это не единственный потенциальный инвестор, который проявляет интерес к игорной зоне - есть и другие, с которыми мы находимся в режиме практического взаимодействия. В этом году планируется сформировать органы управления зоной, разработать план мероприятий по строительству объектов и подготовке их проектно-сметной документации. Вообще, обустройство игорной зоны предполагает разработку эксклюзивных проектов и дизайнерских решений игорных, гостиничных, культурно-развлекательных комплексов. По предварительным расчетам, общая стоимость проекта составит 28 млрд рублей.

В каких еще федеральных конкурсах будет участвовать Алтайский край?

Мы будем стараться участвовать в максимальном количестве федеральных конкурсов. Мы и сейчас уже участвуем, в частности, в связанных с развитием малого и среднего предпринимательства. Мы только что выиграли два федеральных конкурса в области образования. Поэтому для нас сейчас участие в конкурсах - это не экзотика, это формат повседневной работы. Сейчас мы готовимся к конкурсам, которые позволят нам претендовать на получение средств из Инвестиционного фонда. В основном, это будет инфраструктурная тема, конкретнее я смогу сказать после того, как мы проведем консультации.

Александр Богданович, как бы Вы в целом оценили инвестиционную привлекательность Алтайского края? Меняется ли она со временем?

Есть определенные экспертные оценки, рейтинги, которые публикуют специальные издания… Я инвестиционную привлекательность Алтайского края, естественно, оцениваю очень высоко. И стараюсь внушить это тем, для кого это должно иметь конкретное наполнение. То, что сейчас к нам приходят крупные инвесторы в отрасли, где их интерес понятен - в геологоразведку, добычу минерально-сырьевых ресурсов - это понятно. Но мы сейчас имеем примеры, когда крупные инвесторы приходят в аграрный сектор. Речь идет о строительстве крупного свиноводческого комплекса в Тальменском районе, об "Алтайском бройлере"… У нас сейчас есть интересные предложения по строительству фермы в Троицком районе, причем мирового уровня, где по последнему слову техники будет все, начиная от помещений и включая кормопроизводство, кормоприготовление и т.д. Стоимость этих объектов - не 10 и не 20, и даже не 100 млн рублей. В Троицком хозяйстве 100 млн рублей вложено только в технику, которая будет обеспечивать кормопроизводство. Общая же стоимость исчисляется несколькими сотнями миллионов рублей.

Поэтому я считаю, что инвестиционная привлекательность края возрастает, меняется в лучшую сторону. Проблема для нас, на мой взгляд, в том, чтобы поменять нашу психологию, в которой много элементов самоуничижения. Долгое время жителям края внушалось, что мы - какие-то не такие, что где-то могут происходить изменения, а у нас - нет. Перебрали, пересолили. Сейчас стараемся это нейтрализовать.

Выступая в феврале с отчетным докладом на сессии крайсовета, Вы говорили, что в этом году в Алтайский край планируется привлечь не менее 60 млрд рублей инвестиций и достичь роста ВРП на уровне 8,5%. В какие еще отрасли, помимо ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны, планируется привлечение инвестиционных ресурсов? Какие конкретные проекты можно назвать?

Частично мы эти отрасли с вами уже обозначили. Это горнорудная промышленность, промышленность стройматериалов - одним из наших предприятий ("Алтайкоксохимстрой" - ИФ) уже заказан крупный объект - строительство цементного завода. В промышленности стройматериалов у нас серьезные инвестиции - у нас есть предприятия, которые реализуют технологии самого передового, мирового уровня - это и "КЖБИ-1", и "Новоалтайский завод железо-бетонных изделий". У нас предполагается строительство новых кирпичных заводов и предприятий по глубокой переработке леса. У нас в Алтайском крае перерабатывается большая доля древесины, которая здесь заготавливается - 89%, это один из лучших показателей по стране. Есть и другие проекты: и газификация, и завершение строительства мостового перехода в районе Камня-на-Оби. Это инвестиции, которые исчисляются многими миллиардами рублей. УГМК сейчас готовится к участию в аукционах по приобретению прав на новые месторождения, в том числе, и на гораздо большие по запасам, чем те, на которых они сегодня работают.

Так что в этом смысле 60 млрд - цифра вполне реалистичная. Я даже думаю, что мы ее превысим.

Кстати, во время одной из наших предыдущих встреч Вы говорили о том, что в Алтайском крае может быть проведен экономический форум. Эти планы уже обрели конкретные очертания или говорить об этом пока рано?

У нас уже есть конкретные планы, и я думаю, что первый экономический форум в Алтайском крае будет проведен в течение нескольких ближайших месяцев. Но я бы здесь сказал вот о чем. Мы не гонимся за большим форматом этого мероприятия и слово "форум" употреблять не будем. Скорее, это будут экономические чтения. Может быть, мы не будем гнаться за количеством участников, а возьмем качеством этого мероприятия. Это будет некая мозговая атака экспертов очень высокого уровня, в том числе и из-за рубежа. Сейчас пул участников уже формируется. Мы бы хотели обсудить темы, которые носят и глобальный характер, и в то же время конкретны и значимы для Алтая. Это не будет мероприятие эдакого абстрактного свойства, интересное только для теоретиков, ученых. Мы-то люди практические.

Одна из самых значимых отраслей в крае - строительная. К тому же известно, что развитие строительства влечет за собой развитие целого ряда производств. Как Вы оцениваете нынешнее положение дел в отрасли?

Строительный комплекс Алтая в основном удовлетворяет существующий спрос экономики. На сегодня в крае действует около 1,6 тыс. строительных организаций и предприятий строительства и промышленности стройматериалов. За последние 3 года объем работ в строительстве составил 42 млрд рублей. В прошлом году строительные организации у нас получили прибыль 332,5 млн рублей, количество убыточных предприятий по сравнению с 2006 годом снизилось на 38%. В прошлом году в крае было произведено стройматериалов более чем на 5 млрд рублей, что выше показателей 2006 года на 147%.

За 3 последних года в 1,7 раза возрос объем вводимого в эксплуатацию жилья, введено 12 школ и столько же учреждений здравоохранения. Что касается жилья, то 598,6 тыс. кв метров введенной площади - это очень хороший показатель, но, с другой стороны, если бы наши местные администрации более расторопно решали вопросы с привлечением на эти цели инвестиций, своевременно обеспечивали предложение земельных участков для жилой застройки, этот показатель мог быть в полтора, а то и в два раза выше. Спрос на жилье у жителей края есть, он не удовлетворен. Задача муниципалитетов - сделать все возможное, максимально устранить бюрократические преграды для застройщиков, обеспечить строительство в новых микрорайонах необходимой инфраструктуры.

В 2008 году мы планируем за счет всех источников финансирования ввести в крае 700 тыс. кв метров жилых домов, а к 2010 году выйти на объем ввода 1 млн кв метров жилья. К 2013 году этот показатель планируется довести до 1,5 млн кв метров, превысив максимальные дореформенные показали ввода жилья в крае.

Хорошо, что мы на Алтае сохранили крупнейшие строительные организации - с хорошей историей, с хорошим производством, с производственными коллективам и хорошими инженерными кадрами. Если бы не это, нам было бы сейчас чрезвычайно трудно. Ведь сейчас буквально круглосуточно, ударными темпами ведутся работы на строительстве центра высоких медицинских технологий, потому что есть кому работать, есть специалисты, которые могут выполнять работу такого уровня. Этот центр - наиболее значимый инвестиционный проект, стоимость которого оценивается почти в 2,5 млрд рублей. Вообще же, до 2010 года в Алтайском крае предстоит ввести в эксплуатацию более 50 объектов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения и культуры. Стоимость их строительства составляет около 3 млрд рублей.

В последнее время в стране много говорится об использовании инновационных технологий. Что делается в Алтайском крае в этом направлении?

В Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года в качестве основного выбран именно инновационно-инвестиционный сценарий. Инновационная составляющая включена в ряд целевых программ региона. В частности, в числе основных задач целевой программы развития промышленного производства, рассчитанной на 2006-2008 годы, значится реализация организационно-технических мероприятий и инновационных проектов, направленных на стабилизацию промышленного производства и создание условий для его развития на качественно новом уровне.

Вы знаете, что у нас есть наукоград Бийск, есть достаточно приличная научная и производственная база, так что мы можем говорить, в частности, о нанотехнологиях как о реальной для нас теме. У нас в Бийске создается Центр нанотехнологий, а также биофармацевтический кластер, которым нельзя заниматься, не делая ставку на инновации. Если бы не это, нам пришлось бы просто производить некие аналоги или покупать лицензии на производство. С созданием же биофармацевтического кластера мы можем выстроить всю цепочку - начиная от сырья для производства исходных продуктов для выпуска субстанций и заканчивая выходом конечного продукта. Все это будет делаться в инновационном режиме: речь идет о новых поколениях препаратов.

В прошлом году в Алтайском госуниверситете создан биотехнологический центр коллективного пользования оборудованием, целью которого является продвижение инновационных технологий в агропромышленный комплекс края. За ближайшие 5 лет более 74 млн рублей планируется направить на реализацию программы развития сельского хозяйства, которая предусматривает, в числе прочего, и поддержку научного обеспечения АПК.

В целом я могу сказать, что по числу инновационно-активных предприятий (по итогам 2006г. их было 55) Алтайский край в Сибирском федеральном округе лидирует, а по объемам отгруженной инновационной продукции (7,2 млрд рублей) - занимает второе место, уступая только Красноярскому краю.

Александр Богданович, не могу не спросить о ситуации на тракторном заводе "Алттрак", который находится сейчас в стадии банкротства. У краевых властей есть какие-либо планы относительно того, что вообще делать с этим производством?

Да, к сожалению, "Алттрак" находится в тяжелом положении, но мы делаем все, чтобы не разрушить ядро производства этого предприятия. Выход может быть в начале работы завода в составе другого, более мощного тракторостроительного холдинга. Надеюсь, что нам удастся это сделать, хотя задача это чрезвычайно сложная. В конце апреля планируется провести собрание кредиторов завода по утверждению конкурсной массы, начальной цены и условий продажи. Первые торги по продаже имущества должны состояться ориентировочно в конце мая. В настоящее время ведется работа с предполагаемыми инвесторами - ООО "ЧТЗ-Уралтрак", ФГУП ПО "Уралвагонзавод" и другими.

В этом году руководством "Алттрака" подписан контракт с Узбекистаном на поставку 228 тракторов Т-4А-01. Первая партия в количестве 51 трактора уже была в марте поставлена заказчикам.

Уже два сибирских региона заявили о разработке проектов агломерации: объединяются Иркутск, Ангарск и Шелехов, а также Томск, Северск и Томский район. В Алтайском крае нет таких планов? Создать, например, агломерацию Барнаула и Новоалтайска?

Я уже дал поручение изучить возможность агломерации Барнаула, Новоалтайска, Первомайского и, возможно, Павловского районов. У всех есть понимание, что проблема существует, она иногда имеет бытовое выражение, когда люди живут в одной территории, а работают в другой. Одна территория получает плюсы, другая - проблемы. У нас в Первомайском районе, в пригородной зоне, очень многие люди имеют дома, живут там, там же получают медицинскую помощь - а работают в Новоалтайске или Барнауле, и эти города получают плюсы, а сельскому району остаются проблемы.

Есть и сезонные перемещения людей, связанные, например, с садоводством, и тут начинаются проблемы обеспечения порядка, медицинских услуг… Кто садоводов должен всем этим обеспечивать? Территория-то уже другая получается… Вообще, в этой теме много вопросов - транспортных, инфраструктурных и т.д.

Повторяю, понимание этой проблемы есть - теперь его нужно облечь в конкретные формы: каков механизм взаимоувязывания интересов, как и кто должен консолидировать полномочия и т.д.

Тема агломерации сама по себе очень интересна, и она подсказана жизнью. Законодательно она еще никак не решена и вообще пока слабо обозначена. Поэтому, видимо, нужно будет действовать в режиме определенных соглашений между муниципалитетами, которые, как вы понимаете, не равные по своим масштабам и возможностям. Но я думаю, что роль модератора в этом процессе, который всех пригласит к диалогу и всех выслушает, сыграет региональная власть. Просто назвать какое-то количество муниципальных образований "агломерацией" - для этого много труда-то не надо, главное - выйти на решение тех вопросов, которые являются общими для них.

Но я бы вообще-то не ограничивал тему агломерации только Барнаулом и ближайшими пригородами. А как вы назовете отношения Змеиногорска и Змеиногорского района? Тоже мини-агломерация. Промышленность развивается в районе, интересные объекты строятся в районе, а большая часть работающих, в том числе и на руднике, живет в Змеиногорске. А это разные "кошельки", разные бюджеты. Как это все увязать? Вот и возникает необходимость, как минимум, полного взаимодействия между ними, причем нужно находить механизмы этого взаимодействия - чтоб это не было только в режиме личной договоренности между руководителями муниципалитетов, а были какие-то более или менее устойчивые модели.

Александр Богданович, Алтайский краевой Совет народных депутатов нового созыва переименован в краевое Законодательное собрание. Следует ли ожидать следующего шага - преобразования администрации края в краевое правительство? Рассматриваете ли Вы такую возможность?

Дело не в переименовании. Я считаю, что переименование - это вопрос, который должен достаточно внятно соотноситься с содержательной частью работы - как законодательного органа, так и органа исполнительной власти. Поэтому скажем так: идеи о создании у нас регионального правительства, действительно, витают. Такие предложения к нам поступают, мы над этим думаем. И, кстати говоря, правительства существуют в значительном количестве субъектов России. Но мы должны внятно отдавать себе отчет, что если - если! - мы будем выходить на такое наименование краевой исполнительной власти, то это должна быть иная организационная модель. В чем будет разница? Я думаю, что это должно быть более внятное сочетание элементов коллегиального управления и персональной ответственности.

У нас сейчас работает краевое Законодательное собрание. В зал посмотрите - вроде бы, все так же. Но я думаю, что когда пройдет несколько сессий, мы поймем, что содержание работы парламента стало более конкретным, приобрело более внятный рабочий характер. Поэтому, если говорить об исполнительной власти, то это тоже нужно иметь в виду.

Версия для печати / Вернуться на список интервью
Информация
Дата : 14.04.2008 13:13 Регион : Алтайский край
Тема : Первого лица региона Источник : interfax.ru
Смотри также
Календарь
Все события
Новости
Все новости
Комментарии и интервью
19.02.2013 Заместитель гендиректора ОАО "Росгазификация" Е.Казазаев: "Проблему газификации и снижения теплопотерь в наукограде Бийске удалось решить только спустя 25 лет"
05.02.2013 Глава управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края Т.Зеленина: "Основная задача мукомолов - загрузить производственные мощности, чтобы не остановить производство"
25.05.2012 Руководитель управления Росреестра по Алтайскому краю Ю.Калашников: "Ипотечному буму способствуют не только доходы населения и более приемлемые условиями кредитования, но и госпрограммы"
29.07.2011 Губернатор Алтайского края А.Карлин: "Сегодня перед краем стоят задачи увеличения производства и повышения конкурентоспособности сельхозпродукции"
26.04.2011 Топливный кризис на Алтае в центре внимания
Все комментарии и интервью
Аналитика
Вся аналитика
Кредитные рейтинги
РегионДата присвоенияАгентствоЗначение
Алтайский край 15.08.2011 Fitch BB
Новосибирская область 13.05.2011 Fitch BB
Тамбовская область 11.05.2011 Fitch BB-
Республика Хакасия 04.05.2011 Fitch BB-
Кировская область 04.05.2011 Fitch B
Все рейтинги

Рэнкинги регионов*
РегионЗначение, %Место в РФ
Алтайский край 22,60 1
* Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал, 2010 г.
Все рэнкинги

Облигации
РегионОбъем эмиссии / ВалютаДата погашения
Ярославская область 3000000000 / Рубли 15.04.2014
Ярославская область 3000000000 / Рубли 16.05.2013
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 19.12.2013
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 20.12.2012
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 22.12.2011
Все облигации

Россия, 127000, Москва, ул. Первая Тверская-Ямская, д. 2
Тел. +7 (495) 250-80-36; Факс: +7 (495) 250-94-57;
e-mail: cea@interfax.ru
Build: 1.3.1