Регионы России России России Интерфакс
Председатель правительства Республики Хакасия А.Лебедь: "Развиваем традиционные для нас отрасли экономики"
Главная  /  Интервью  /  Председатель правительства Республики Хакасия А.Лебедь: "Развиваем традиционные для нас отрасли экономики"
Интервью
 
Алексей Иванович Лебедь
-
Председатель Правительства Республики Хакасия

Председатель правительства Республики Хакасия Алексей Лебедь в интервью "Интерфаксу" рассказал о стратегии развития региона.

- Алексей Иванович, на какие отрасли экономики делает ставку правительство Хакасии?

- Хотелось бы делать большие шаги в привлечении инвестиций, развитии реального сектора экономики. У нас уже открыто много полезных ископаемых, и очевидно, еще будет открыто. Поэтому мы развиваем традиционные, сложившиеся отрасли, конкретнее - занимаемся содействием их техническому перевооружению. Я имею в виду энергетику, конечно же, угольную отрасль. Очень активно, конструктивно сотрудничаем с руководством алюминиевой отрасли. А ее представители кроме производства непосредственно алюминия интересуются молибденом.

Конечно же, у нас немало проектов. Часть из них получила какое-то решение, часть еще в работе. Например, компания "Русский кремний" - дочернее предприятие "Базового элемента" - сейчас разрабатывает очень интересный перспективный проект по производству поликристаллического кремния. Стоимость только проектно-сметной документации составляет более 20 миллионов долларов. Это будет производство так называемого чистого кремния на базе бывшего сталелитейного завода "Абаканвагонмаш" в Абакане.

Я думаю, уже месяца через три-четыре проект этот будет готов. Этого требует время. А потом пойдут инвестиции. Это предприятие купило завод и 100 га земли вокруг него, чтобы в перспективе не звучало обвинений в выпуске грязного кремния. Ведь в обществе всегда есть сопротивление такого рода деятельности. Раздаются голоса, что, мол, создание новых предприятий загрязняет окружающую среду, нарушает привычную среду обитания человека, да и животных, птиц, насекомых…

Я считаю этот проект производства чистого поликристаллического кремния очень интересным. Для нас немаловажно и то, что благодаря ему будет создано порядка тысячи рабочих мест.

У нас также еще есть задумки, связанные с месторождением известняков и глины. Его купила одна фирма, в ближайшие пару лет мы должны создать с ней предприятие по производству стройматериалов. Предполагаем производить в год до миллиона тонн цемента высокого качества. Для нас это важно. Для того чтобы повысить темпы строительства жилья, нам нужны свои цемент и кирпич.

У нас существуют предприятия по добыче баритов и созданию продукции из них в широком ассортименте. Интерес очень большой, даже, не скрою, идут войны на этом баритовом месторождении. Например, собственники предприятия работают, а тут вдруг рейдеры возникают, да ещё с подложными документами.

Кроме того, у нас в последние годы заметно повышается производительность труда в угольной отрасли. И надо сказать, темпы прироста добываемого угля у нас даже выше, чем в любом другом угледобывающем регионе. Как показал наш анализ, мы за короткий срок на 30% увеличили количество добываемого угля. Когда к нам приезжали специалисты, они отмечали, что у нас самые передовые темпы.

- За какое конкретно время произошло увеличение объемов добычи?

- Практически за три года. Хотя, к слову, не все это заметили. Когда отмечали годовщину ОАО "СУЭК" и соответственно "Русского угля" - мы пытались наградные документы отправить на утверждение в Москву. Но нам отказали по формальным основаниям.

Хочу сказать, что в добыче угля мы одно время упали до 5 млн тонн в год (при том, что мечтали о 10 млн тонн). А потом с приходом СУЭК, купившей наши производства, началось восстановление.

У нас на территории пять разрезов и две шахты. Четыре разреза и одна шахта принадлежат СУЭК, а разрез "Степной" - компании "Русский уголь". Есть у нас ещё шахта "Енисейская"- она по очереди всем принадлежит и ничего не добывает, но это уже совсем другая история.

СУЭК активно добывает примерно 8,5 млн. тонн угля, в этом году в республике будет добыто более 11 млн. тонн.

И мало того, я знаю, руководство шахт и разрезов получило от руководства СУЭК задачу - в ближайшие три года добывать до 15 млн. тонн. Это серьезные цифры для нашего региона. Для реализации этой задачи будет приобретена новая техника, например, самосвалы "БелАЗы", способные перевозить по 40 тонн угля за раз. Очевидно, скоро предприятия СУЭК выйдут на покупку новых самосвалов повышенной грузоподъемности - 260 тонн, современных угледобывающих комбайнов.

Будем работать, поскольку это очень перспективная отрасль. У нас в недрах Хакасии разведано более 5 млрд. тонн запасов угля. И если мы даже будем по 10 млн. добывать, как год назад, то это на 500 лет. Ну, пускай по 15, все равно достаточное количество лет. Поэтому, я думаю, на ближайшие 300-400 лет у нас работы хватит. Конечно, это не говорит о том, что мы не будем заниматься разведкой и добычей нефти и газа. Мы надеемся, что у нас запасы более 5 млрд. кубометров газа и несколько десятков миллионов тонн нефти. Но всё это надо проверить, подтвердить в ходе предстоящих работ по разведке нефти и газа.

- С какими-то проблемами при добыче угля приходится сталкиваться?

- Да, есть проблема, причем она актуальна не только для нашей республики, но и для всей страны. Она заключается в нехватке вагонов для отгрузки и вывоза добытого топлива. Предприятия СУЭК обеспечены ими примерно на 70-75%, а "Русского угля" - на 65. Дело ведь в том, что прошла "замечательная" реформа РЖД, все отрапортовали, а реально получилось, что после реформы… Часть вагонного парка, которую не списали по причине изношенности, разошлась по странам СНГ, часть оказалась в руках операторов-частников (их около 60 на этом рынке). В общем, не хватает вагонов. Из месяца в месяц мы пытаемся сдвинуть эту проблему с места.

В Красноярске создана первая грузовая компания, но ей нужно год-полтора, чтобы набрать штаты, обучить, найти помещения, все обустроить, отладить технологию работы. Думаю, проблема будет существовать до тех пор, пока государство не начнет ее решать. Пути решения, на мой взгляд, таковы. Первое: наращивать темпы производства вагонов в стране, увеличивать их количество. (К слову, наш завод "Вагонмаш" недавно объединился с компанией "Русские машины" в один холдинг, который начал производить железнодорожные пары; к концу следующего года они планируют выпустить около 3000 вагонов). Второе: разобраться с компаниями, которые "оптимизируют" процессы управления. Чтобы понимать, кто чем распоряжается, для каких это будет регионов, потому что есть выгодные перевозки, а есть и не очень. А есть социальные перевозки, например, уголь по более низким ценам. Известно, все хотят получать прибыль - и тогда начинаются сложности. Мол, это выгодно, будем возить, это невыгодно, не будем. А ведь тогда незащищённые слои населения будут ущемлены в очередной раз.

Что касается переработки угля на месте - к примеру, в бензин, то я разговаривал с людьми, обсуждал. Есть такие технологии. Но это очень грязное производство, а у нас грязи и так хватает. Поэтому я не сторонник такого развития.

- Одной из задач исполнительных органов власти является привлечение инвестиций в регион. Что для этого конкретно делается, какие шаги правительство Хакасии предпринимает?

- Мы сторонники планомерной работы. У нас есть полезные ископаемые. Проводим аукционы по разработке тех или иных видов ископаемых. Главное, чтобы декларации будущих собственников не расходились с делами. Пока у нас особых проблем в этом плане не возникает.

Нужна стройная система совместной работы на этапе разработки проектов. С этим возникают некоторые сложности. Тем, у кого денег нет на дальнейшее производство, не нужны проекты ради проекта, как ни уговаривай их вкладывать в проектирование, это ведь стоит несколько миллионов рублей, может быть, даже долларов. А те, у кого есть деньги, конечно, знают, куда их вложить, и сами разрабатывают проекты за свои деньги. Поэтому на них главная ставка.

- Идут ли какие-то процессы по привлечению туристов в республику, созданию туристической инфраструктуры?

- У нас есть программы по развитию туризма, стратегия развития туротрасли. Наблюдается очень хорошая динамика: буквально в десятки раз увеличилось количество туристов, которые приезжают к нам и из других регионов России, и из ближнего, дальнего зарубежья.

Мы активно продвигаем нашу продукцию на туристических выставках, поскольку есть что представить. Хакасия считается археологической Меккой, на ее территории насчитывается более 30 тыс. памятников. У нас, например, есть этнические деревни, а также очень привлекательные туристические объекты мирового значения. Взять, к примеру, древний курган в местечке Барсучий лог (его раскопки проводили специалисты Берлинского института археологии). Богатое царское захоронение, дошедшее до нас в приличном состоянии. Как это все сохранить, так сказать, музеифицировать - вопрос. Это тоже требует значительных вложений.

Недавно у нас проходил форум "Взаимодействие власти и негосударственных некоммерческих организаций", который почтил своим вниманием представитель ЮНЕСКО в России Юрий Борисихин. Он очень заинтересовался, проявил готовность помочь в разработке маршрутов по Хакасии, потому что интерес будет колоссальный.

Отмечу: очень важно, что мы попали сейчас в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы страны в 2010-2015 годы". Она предполагает выделение значительных средств на реконструкцию аэропортового комплекса Абакана. Потому что без транспортной доступности бессмысленно развивать что-то. Конечно, поезда у нас ходят, и они довольно удобные, но они все равно идут до нас по несколько суток.

- Многие регионы России привлекают средства федерального бюджета на переселение из ветхого фонда по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ. Как у вас с этим обстоит?

- Мы тоже подписали соглашение с фондом. Работаем активно со своими муниципалитетами. Программы такие составлены. Все деньги поступили в этом году, надеюсь, будут поступать и в следующем. За четыре года предполагаем получить из средств фонда 895 миллионов рублей, 40% от этой суммы - на ликвидацию ветхого и аварийного жилья. И 60% - на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов. На один рубль республиканских средств выделяется три рубля средств фонда. В этом году уже начата реализация программы по ликвидации ветхого и аварийного жилья и выделено на эти цели 41,5 миллионов рублей. А также на капитальный ремонт жилищного фонда - 106,6 миллиона рублей. Ветхого и аварийного жилья у нас порядка 350 тысяч квадратных метров. Очевидно, что за четыре года мы не решим проблему полностью, поэтому надеемся, отработав эту программу, успешно войти в новую.

- А в федеральных целевых программах по развитию Сибири Хакасия каким-то образом участвует, или это пока в планах?

- У нас участвовало два объекта в Стратегии развития Сибири: аэропорт и строительство дорог. Не так давно мы участвовали в видеоконференции, которую проводил полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Васильевич Квашнин. Ему поручено за три месяца скорректировать стратегию развития Сибири и внести предложения в правительство Российской Федерации. Конечно, искались новые подходы. Сейчас в рамках новых подходов, мы считаем, нужны и дорога, и аэропорт, а также надо включить кремний, уголь, молибден. Мы внесем дополнительно ещё 5-6 предложений. Попытаемся, чтобы они попали в стратегию. Потом нужно будет еще немало поработать, чтобы концепцию превратить в реальное финансирование.

- Во многих регионах и в Хакасии тоже есть традиция заключения договоров о социально-экономическом партнерстве с крупным бизнесом, который присутствует на территории региона. Известно, что вы заключили такой договор с ОАО "СУЭК" в начале года. Хотелось бы понять, что конкретно делается компанией для решения соцпроблем в тех районах, где идет угледобыча. В частности, по программе "Профессия и карьера", которая настроена на удержание кадров, людей. Как вы оцениваете ее первые результаты в текущем году?

- Такое соглашение действительно подписано. Замечу, что соглашения подписываем не только с ОАО "СУЭК", но и с рядом других крупных предприятий, которые ведут производственную деятельность на нашей территории. В целом, я считаю, это нормальная, цивилизованная форма партнерства. Будем и дальше нарабатывать такой опыт. В этом соглашении в рамочном порядке со стороны компании СУЭК предусматривается выполнение социальных обязательств, а со стороны правительства - содействие бизнесу.

Мы также соглашением закладываем предельные цены на уголь, который будет реализовываться компанией для социальных нужд. Ну, и кроме этого у нас есть традиционные денежные средства, которые компания выделяет именно на тех территориях, где производится угледобыча. Они выделяют порядка 25-30 млн., потом средства распределяются, чтобы решать вопросы ветхого жилья, латать "дыры", улучшать инфраструктуру в районах присутствия (это Черногорск, Усть-Абаканский, Бейский и другие районы).

Что касается вопроса удержания кадров, то это новый проект. СУЭК намеревается обучать людей, заинтересовывать специалистов перспективами карьерного роста. Хорошо, что это продвигается компанией вместо оказания так называемой гуманитарной помощи. Мы тоже хотим в это направление деньги вложить - привлекать людей, обучать и переобучать их. Ведь многие отрасли столкнутся с нехваткой кадров. Мы содействуем, это нормальная, перспективная форма сотрудничества.

- Каковы Ваши планы по истечении срока Ваших полномочий главы Республики Хакасия в январе 2009 года?

- Желание работать не пропало, энергия есть, прибавилось опыта. Жители республики неплохо оценивают работу всей нашей команды - это показывают опросы общественного мнения. Я благодарен народу Хакасии за эту оценку.

В моих планах решающую роль имеет мнение одного человека, и Вы его, конечно, знаете. Это президент страны. Вот от его мнения я и намерен отталкиваться.

Версия для печати / Вернуться на список интервью
Информация
Дата : 15.10.2008 09:48 Регион : Республика Хакасия
Тема : Первого лица региона Источник : interfax.ru
Смотри также
Календарь
Все события
Новости
16.11.2012 11:49 Федеральные программы должны разрабатываться с учетом особенностей регионов - алтайский губернатор
01.11.2012 16:38 Наукоград Бийск может стать "точкой роста" для развития экономики Алтая – полпред
26.09.2011 15:45 При утилизации химзавода в Бийске не должна пострадать экология - спикер Заксобрания Алтайского края
13.04.2011 17:04 Около 8,6 млрд руб понадобится Бийску до 2016г для реализации инновационной стратегии развития наукограда
01.11.2010 23:57 IT-рынок Алтайского края в 2010г вырастет на 12,3%
Все новости
Комментарии и интервью
20.07.2009 Губернатор Астраханской области А.Жилкин: "Наш регион обладает уникальным транспортным потенциалом и является частью мировой транспортной системы"
03.07.2009 Министр международных отношений и внешнеэкономических связей Свердловской области А.Харлов: "Кризис стимулирует бизнес к внешнеэкономической деятельности"
23.06.2009 Глава Минэкономразвития Ставрополья Ю.Ягудаев: "Мы обозначили стратегические цели в области социального, инновационного развития и создания системы менеджмента"
03.06.2009 Президент Кабардино-Балкарии А.Каноков: "Принимаемые органами власти республики антикризисные меры адекватны складывающейся в мировой экономике ситуации"
Все комментарии и интервью
Кредитные рейтинги
РегионДата присвоенияАгентствоЗначение
Алтайский край 15.08.2011 Fitch BB
Новосибирская область 13.05.2011 Fitch BB
Тамбовская область 11.05.2011 Fitch BB-
Республика Хакасия 04.05.2011 Fitch BB-
Кировская область 04.05.2011 Fitch B
Все рейтинги

Рэнкинги регионов*
РегионЗначение, чел.Место в РФ
Алтайский край 44655 1
* Число прибывших, 2010 г.
Все рэнкинги

Облигации
РегионОбъем эмиссии / ВалютаДата погашения
Ярославская область 3000000000 / Рубли 15.04.2014
Ярославская область 3000000000 / Рубли 16.05.2013
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 19.12.2013
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 20.12.2012
Ханты-Мансийский автономный округ 2000000000 / Рубли 22.12.2011
Все облигации

Россия, 127000, Москва, ул. Первая Тверская-Ямская, д. 2
Тел. +7 (495) 250-80-36; Факс: +7 (495) 250-94-57;
e-mail: cea@interfax.ru
Build: 1.3.1